ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫМИ ОБЪЕКТАМИ ДЛЯ ПЛАВАНИЯ НА МАЛОМЕРНЫХ ПЛАВАТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВАХ В АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

1.Общие положения
  1.1. Настоящие Правила разработаны на основании Водного кодекса Российской Федерации (Федеральный закон N 167-ФЗ от 16 ноября 1995 года). Положения о Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР N 65 от 13.02.85 (с изменениями и дополнениями, внесенными постановлениями Правительства Российской Федерации N 1354 от 30 декабря 1993 г., N 540 от 25 мая 1994 г. и N 63 от 18 января 1995 г.), постановления Главы Администрации Астраханской области N 89 от 12.03.99 и других нормативных правовых актов, регламентирующих обеспечение безопасности населения на водоемах.
  1.2. Настоящие Правила являются едиными на территории всей Астраханской области и устанавливают порядок использования водных объектов для плавания на маломерных плавательных средствах, эксплуатации баз (сооружений) для их стоянок в пределах административных границ Астраханской области, аттестации граждан на право управления судами и плавсредствами, поднадзорными государственной инспекции по маломерным судам Астраханской области (далее - ГИМС АО) и являются обязательными для исполнения для граждан и юридических лиц.
  1.3. Под маломерными плавательными средствами в настоящих Правилах понимаются принадлежащие физическим и юридическим лицам суда и другие водные транспортные средства (моторные, гребные, парусные и несамоходные) валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, пассажировместимостью 12 и менее человек, с главным двигателем мощностью менее 55 кВт (75 л.с.) или подвесными моторами независимо от мощности (далее именуются - маломерные суда).
  1.4. Судоводители маломерных судов и лица, указанные в пункте 1.2 настоящих Правил, должны выполнять настоящие Правила, Правила плавания по внутренним водным путям РФ и обеспечивать безаварийное плавание маломерных судов, предупреждать несчастные случаи с людьми на воде и не допускать загрязнения окружающей среды.
  1.5. Водные объекты могут использоваться для плавания на маломерных судах гражданами для собственных нужд и для предпринимательской деятельности. Использование водных объектов юридическими лицами и гражданами для предпринимательской деятельности разрешается только после получения лицензии на водопользование, если иное не установлено законодательством.
В период пропуска паводковых вод с 25 апреля по 10 июня движение маломерных судов на водоемах области разрешается только в светлое время суток (с 05 часов до 22 часов). Нахождение маломерных судов независимо от форм собственности в местах нереста рыб, а в период путины - в районах промысла запрещается.
  1.6. Проведение на водоемах соревнований (регат), водных праздников, экскурсий и других массовых мероприятий с использованием маломерных судов разрешается в местах, устанавливаемых органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органом местного самоуправления) после согласования условий их проведения с ГИМС АО, главным управлением по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Администрации области и при обязательном участии спасателей спасательной службы на воде и территориального аварийно - спасательного отряда "Дельта", с привлечением необходимых плавсредств и спасательного оборудования.
Все владельцы маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов и плавсредств, средств передвижения по льду, используемых в приграничной полосе на территории Астраханской области, обязаны выполнять требования постановления Главы Администрации области N 264 от 26.07.98 "Об определении приграничных территорий, внутренних пограничных вод и установлении в них режимов приграничной территории".
Надзор за выполнением настоящих Правил осуществляет ГИМС АО в тесном взаимодействии с государственной речной судоходной инспекцией, речным регистром, органами рыбоохраны, охраны природы и ВОСВОДа, требования которой являются обязательными для всех судоводителей и лиц, ответственных за эксплуатацию маломерных судов и баз (стоянок).
  1.7. При возникновении предпосылок к чрезвычайным ситуациям (угроза затопления, эпидемия, эпизоотия и т.д.) по решению комиссии по чрезвычайным ситуациям Астраханской области, районов области, а в неотложных случаях - самостоятельно, ГИМС АО вправе запрещать полностью или ограничивать движение маломерных судов как на отдельных участках рек, так и на всех водоемах области, о чем население должно оповещаться органом, установившим запрет или ограничение, с помощью средств массовой информации, специальных информационных знаков или иным способом.
  1.8. Предприятия, учреждения, организации, независимо от форм собственности, в ведении которых находятся поднадзорные ГИМС АО базы (стоянки), лодочно - прокатные станции, паромные и лодочные переправы, назначают своими приказами, распоряжениями ответственных лиц за их содержание и эксплуатацию. При проведении экскурсий, коллективных выездов на отдых и других массовых мероприятий на маломерных судах предприятия, учреждения и организации выделяют ответственных за безопасность на воде, общественный порядок и охрану окружающей среды.
  1.9. Все базы (стоянки) маломерного флота, лодочно - прокатные станции, паромные и лодочные переправы, маломерные суда по своему оборудованию, снабжению и техническому состоянию должны отвечать требованиям технической эксплуатации и настоящим Правилам.
  1.10. Лица, нарушившие настоящие Правила, несут ответственность в соответствии с существующим законодательством.

2. Порядок эксплуатации маломерных судов
  2.1. Эксплуатация на водных объектах маломерных судов разрешается после их регистрации в ГИМС АО, нанесения бортовых (регистрационных) номеров и технического освидетельствования, в исправном техническом состоянии, с соблюдением установленных для них условий, норм и технических требований по пассажировместимости, грузоподъемности, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району (разряду бассейна) плавания, высоте волны, при которой судно может плавать, осадке, надводному борту, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями навигационным и другим оборудованием.
  2.2. Регистрацию, учет, классификацию и техническое освидетельствование маломерных судов, указанных в п. 1.3 настоящих Правил (кроме военных и спортивных судов, катеров и лодок, являющихся табельным имуществом морских и речных судов), осуществляет ГИМС АО, а военных и спортивных судов - уполномоченные на то органы соответствующих министерств и ведомств.

  Примечание. 1. Под военными судами в настоящих Правилах понимаются маломерные суда, принадлежащие войсковым частям.

  2.3. Принадлежащие гражданам гребные лодки грузоподъемностью менее 100 килограммов, байдарки - менее 150 килограммов и надувные (безмоторные) суда - менее 225 килограммов допускаются к эксплуатации без регистрации и технического освидетельствования в органах ГИМС АО с соблюдением их владельцами и лицами, управляющими этими судами, настоящих Правил, других нормативов и требований, обеспечивающих безопасность плавания, охрану жизни людей на воде и окружающей среды.
  2.4. Управлять маломерными моторными, парусно - моторными и парусными (площадью) парусов 5 и более кв. метров) судами и другими водными транспортными средствами с механическим двигателем (гидроциклы и др.) разрешается лицам, аттестованным экзаменационными комиссиями ГИМС АО и имеющим действительные удостоверения на право управления.
  2.5. Правила регистрации и учета маломерных судов, технического надзора за ними и аттестации граждан на право управления этими судами утверждаются уполномоченным на то Правительством Российской Федерации органом федеральной исполнительной власти.
  2.6. Использование водных объектов для плавания маломерных судов на судоходных водоемах разрешается с открытия до закрытия навигации, а на несудоходных - после спада паводковых вод до ледостава.
  2.7. На несудоходных водных объектах маневрирование маломерных судов при расхождении должно осуществляться с учетом правостороннего движения (левыми бортами).
  В целях предотвращения аварийных ситуаций и обеспечения безопасности плавания всех судов на акватории Астраханского порта трассу движения маломерных судов установить:

от ухвостья Дурновского острова до истока рукава р. Болда вдоль левого берега;

от истока рукава р. Болда до ухвостья городского острова вдоль правого берега городского острова Трусовским рукавом;

от ухвостья городского острова до истока рукава р. Кизань вдоль левого берега, а под железнодорожным мостом через подъемный пролет;

ниже рукава р. Кизань вдоль левого берега острова Ильинский, а от ухвостья Ильинского острова за правой кромкой судового хода. Запретить:

якорную стоянку на верхнем и нижнем баткачных рейдах;

якорную стоянку от железнодорожного моста через р. Волгу до нижней границы действия рейдового знака на острове Пролетарском;

буксировку воднолыжников на трассах движения флота, затонах и местах массового отдыха людей (организованных и неорганизованных пляжах, пионерских лагерях).


  2.8. На акваториях в границах населенных пунктов, портов, пристаней, баз (сооружений) для стоянок маломерных судов движение моторных судов разрешается со скоростью не более 30 км/час, а вблизи пляжей и в районах массового отдыха населения на воде - не более 15 км/час.
  2.9. Разрешения на плавание маломерных судов во временно или постоянно закрытых районах, а также в период паводка выдаются ГИМС АО в порядке, согласованном с органом исполнительной власти субъекта Российской Федераций и МЧС по Астраханской области.
  2.10. Эксплуатация на водоемах Астраханской области маломерных судов, незарегистрированных в ГИМС АО, запрещается.
  2.11. При эксплуатации маломерных судов запрещается:

управлять маломерным судном, не зарегистрированным в установленном порядке; не прошедшим технического освидетельствования (осмотра); не несущим бортовых номеров; переоборудованным без соответствующего разрешения; имеющим неисправности, с которыми запрещена его эксплуатация (приложение к настоящим Правилам); с нарушением правил загрузки, норм пассажировместимости, ограничений по району и условиям плавания; без права управления маломерным судном; в состоянии опьянения;

передавать управление судном лицу, не имеющему права управления, или находящемуся в состоянии опьянения;

превышать установленные скорости движения;

нарушать правила маневрирования, подачи звуковых сигналов, несения бортовых огней и знаков;

наносить повреждения гидротехническим сооружениям, техническим средствам, знакам судоходной и навигационной обстановки;

заходить в постоянно или временно закрытые для плавания районы без специального разрешения или преднамеренно останавливаться в запрещенных местах;

заходить под мотором или парусом и маневрировать на акваториях (участках) водных объектов) пляжей, купален, других мест купания и массового отдыха населения на водоемах;

приближаться на гидроциклах (водных мотоциклах) на расстояние менее 100 метров к купающемуся, а также к границам заплыва на пляжах и других организованных мест купания;

перевозить на судне детей до 12 лет, не одетых в спасательные нагрудники, без сопровождения взрослых;

швартоваться, останавливаться, становиться на якорь у плавучих навигационных знаков, грузовых и пассажирских причалов, пирсов, дебаркадеров, доков (плавдоков) и под мостами, маневрировать в непосредственной близости от транспортных и технических судов морского и речного флота, пересекать им курс на расстоянии менее 0.5 км, создавая своими действиями помехи судоходству;

сбрасывать за борт отходы, мусор, иные предметы и сливать нефтепродукты;

устанавливать моторы на гребные лодки при отсутствии соответствующей записи в судовом билете;

использовать или предоставлять суда в целях браконьерства и других противоправных действий;

пересаживаться с одного судна на другое, сидеть на бортах во время движения, раскачивать суда и купаться с них;

заправлять судно топливом, перекачивать его с суда на судно при работающем двигателе, пользоваться открытым огнем или курить при этом;

выходить на судовой ход в условиях ограниченной (менее 1 км) видимости или следовать по нему на расстоянии более 10 метров от кромки судового хода;

осуществлять расхождение и обгон судов в местах расположения аварийно - ремонтных заграждений, переправ и работающих земснарядов, а также в пролетах мостов и подходных каналах, при подходе к шлюзам;

двигаться в тумане или в других неблагоприятных метеоусловиях, когда из-за отсутствия видимости невозможна ориентировка;

нарушать правила, обеспечивающие безопасность пассажиров при посадке на суда, в пути следования и при высадке их с судов;

выпускать плавание маломерные суда, не зарегистрированные в установленном порядке, или не прошедшие технического освидетельствования (осмотра), или имеющие неисправности, с которыми запрещена их эксплуатация, или не укомплектованные снаряжением, или переоборудованные без соответствующего разрешения, а также допускать к управлению маломерными судами лиц, не имеющих права управления этими судами или находящихся в состоянии опьянения.

 

3. Порядок регистрации и учета маломерных судов
  3.1. Регистрации и учету в ГИМС АО подлежат принадлежащие физическим и юридическим лицам суда и другие водные транспортные средства (далее именуются - суда), валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, пассажировместимостью 12 и менее человек, с главными двигателями мощностью менее 55 кВт (75 л.с.) или подвесными моторами, независимо от мощности, кроме военных и спортивных судов, катеров и лодок, являющихся табельным имуществом морских и речных судов, а также принадлежащих гражданам гребных лодок грузоподъемностью менее 100 кг, байдарок - менее 150 кг и надувных судов - менее 225 кг.
  3.2. Формы бланков регистрационных документов (регистрационная карточка - заявление, судовая книга, судовой билет) разрабатываются и утверждаются Главным управлением Государственной инспекции по маломерным судам РФ. Размеры платы за проведение регистрационных действий и порядок ее осуществления устанавливается субъектами РФ в соответствии с действующим законодательством.
  3.3. Лица, нарушившие настоящие Правила, несут ответственность в соответствии с существующим законодательством.

4. Регистрация судов
  4.1. Предприятия, учреждения, организации и граждане обязаны регистрировать (перерегистрировать) принадлежащие им суда, независимо от их технического состояния, в течение 10 суток с момента приобретения (получения), или возникновения обстоятельств, влекущих их перерегистрацию.
  4.2. Суда регистрируются за предприятиями, учреждениями и организациями только по месту их постоянного нахождения. Суда, находящиеся в личной собственности граждан, регистрируются только за самим владельцем по месту его жительства (регистрации) либо по месту постоянного базирования судна.
  4.3. Регистрация и постановка судна на учет производятся его владельцем или лицом, имеющим от него доверенность, с предъявлением паспорта или иного документа, его заменяющего.
  4.4. Регистрация судна производится по представлении судовладельцем или лицом, имеющим от него доверенность:

заполненной регистрационной карточки - заявления установленного образца,

документа, удостоверяющего личность судовладельца или его доверенного лица (предъявляется),

документов, подтверждающих законность приобретения судна и двигателей (подвесных моторов) к нему: справка - счет, товарный чек, договор купли-продажи или дарения, свидетельства о праве на наследство, документы таможенных органов, органов социальной защиты населения, судовой билет с отметкой о снятии судна счета, если оно было зарегистрировано, решения суда, иные документы, предусмотренные законодательством,

технических паспортов на судно промышленной постройки, двигатели или подвесные моторы к нему с отметкой торгующих организаций о продаже или актами первичного технического освидетельствования на судно индивидуальной постройки, с заключением государственного инспектора по маломерным судам о признании судна годным к эксплуатации,

квитанции о внесении платы за регистрацию.


  Документ, подтверждающий получение или приобретение судна (двигателей, подвесных моторов), должен содержать: дату и место его составления, сущность и условия сделки, адреса (реквизиты) и подписи сторон, сведения о судне, двигателях и подвесных моторах ( марка, модель, тип, год выпуска, заводской номер и т.д.)
  4.5. При регистрации судну присваивается бортовой номер и владельцу судна выдается судовой билет. Присвоенный бортовой номер состоит из трех букв (литер) русского алфавита и четырех цифр, соответствующих порядковому номеру регистрации в судовой книге.
Первая буква обозначает Российскую Федерацию - Р, вторая и третья - республику, край, область, город, пункт приписки и устанавливаются в порядке, определяемом Главным управлением Государственной инспекции по маломерным судам РФ.
Прокатным, гребным и парусным лодкам устанавливается бортовой номер, состоящий из одной буквы и порядкового номера.
  4.6. Бортовой номер наносится несмываемой краской на обоих бортах судна на расстоянии 1/4 длины корпуса от форштевня одной строкой. По светлой окраске борта - черной краской, по темной - белой. Высота букв и цифр должна быть не менее 150 мм, ширина линии букв и цифр - 15 - 20 мм. Эксплуатация маломерного судна под номерным знаком, закрепленным за другим судном, не допускается.
  4.7. Регистрация судов производится на лиц, достигших 16 лет, за исключением судов, перешедших по наследству. При регистрации судов за наследником, не достигшим 16 лет, в регистрационной карточке указываются фамилия, имя, отчество родителей или опекуна и производится запись о том, что снятие с учета без согласия родителей или органов опеки запрещено.
  4.8. Переоборудование серийно выпускаемых судов, не отвечающих классу Речного регистра РФ, и установка главного двигателя мощностью 75 л.с. и более не допускается. Проект на переоборудование любого плавсредства согласовывается с ГИМС АО.
  4.9. Переоборудование, постройка судов с установкой главного двигателя мощностью 75 л.с. и более проводятся только с разрешения и под надзором Речного регистра РФ.
  4.10. Судна, спроектированные и построенные по Правилам Речного регистра РФ и на их класс (или по Правилам и на их класс других отечественных и иностранных классификационных органов), приобретенные гражданами и в соответствии с существующим до 06.10.90 законодательством, зарегистрированные в ГИМС, переоборудованные в личных целях для отдыха, как исключение, остаются под ее техническим надзором до полного износа.

5. Перерегистрация судов
  5.1. Перерегистрация судов производится в случаях:

изменения места жительства (прописки) владельца (перебазирования предприятия),

изменения принадлежности (владельца),

изменения данных, занесенных в судовой билет, вследствие переоборудования судна.


  5.2. Перерегистрация судов производится на основании письменного заявления владельца с предъявлением судового билета и паспорта или другого документа, его заменяющего.
  5.3. При перерегистрации судна владельцу выдается судовой билет с присвоением судну нового бортового номера, либо вносятся необходимые изменения о владельце или судне.
  5.4. Перерегистрацию судов производится по представлении квитанции об оплате стоимости регистрации и технического освидетельствования судна на годность к плаванию.
  5.5. При утере или порче судового билета владельцу судна на основании его заявления и после первичного технического освидетельствования на годность судна к плаванию с оплатой, установленной прейскурантом, выдается дубликат судового билета.

6.Учет судов
  6.1. При регистрации, перерегистрации судов все необходимые данные о них записываются в судовую книгу.
  6.2. Судовые книги ведутся отдельно на:

моторные суда, принадлежащие гражданам,

гребные, парусные и другие безмоторные суда, принадлежащие гражданам,

суда, принадлежащие юридическим лицам.


  6.3. На каждое зарегистрированное судно заводится регистрационная карточка, заполняемая его владельцем.
  6.4. Суда, временно прибывшие в республику, край, область, в судовую книгу не заносятся. Учет временно прибывших судов ведется отдельно.

7. Снятие судов с учета
  7.1. Снятие судна с учета производится по письменному заявлению владельца в случаях: смены владельца судна (передача с баланса на баланс, продажа, дарение, наследование), переезда владельца на новое место жительства (изменение прописки), полного износа судна, гибели судна, подтвержденного актом или другим документом.
  7.2. При снятии с учета в связи с переездом на новое место жительства его владельца в судовом билете делается отметка о снятии с учета и аннулируется бортовой номер с соответствующей записью в судовой книге. Судовой билет со штампом "Снято с учета" возвращается владельцу для перерегистрации судна.
  7.3. При снятии судна с учета в связи со сменой владельца судовой билет со штампом "Снято с учета" передается новому владельцу для регистрации судна по месту постоянного нахождения или жительства нового владельца.
  7.4. Снятие судна с учета из-за полного технического износа производится по акту специального технического осмотра, а при снятии судна с учета в связи с его гибелью делаются соответствующие записи в судовой книге и регистрационной карточке. Судовой билет в этих случаях погашается и хранится в ГИМС в течение 5 лет.
  7.5. Бортовой номер снятого с учета судна никакому другому плавсредству не присваивается в течение 5 лет.
  7.6. Суда, принадлежащие юридическим и физическим лицам, временно выбывающие (не более 6 месяцев) без изменения регистрации по месту жительства в другие республики, края, области, или передаваемые в аренду, с учета не снимаются.

8. Обязанности судоводителей и их ответственность
  8.1. Лица, управляющие маломерными судами (далее именуются - судоводители на водных объектах) должны иметь при себе и передавать для проверки инспектору по маломерным судам или иному должностному лицу, имеющему на то право, следующие документы:

удостоверение на право управления маломерным судном (моторным, парусно - моторным, парусным, гидроциклом) с талоном к нему;

судовой билет маломерного судна (кроме судов, указанных в п. 2.3 настоящих Правил) с отметкой об ежегодном техническом освидетельствовании и годности к плаванию;

оформленную в установленном порядке доверенность (при отсутствии на борту собственника судна или судовладельца);

судовую роль (на судах с экипажем не менее 2 человек);

лицензию на осуществление предпринимательской деятельности (при использовании судна в этих целях).


  8.2. Судоводитель маломерного судна обязан:

выполнять требования настоящих Правил, Международных правил предупреждения столкновения судов в море (МППСС), обязательных постановлений капитанов морских и морских рыбных судов, Правил плавания по внутренним водным путям (ППВВП), местных (бассейновых) правил плавания, правил шлюзования и иных правил, обеспечивающих безаварийное плавание судов, безопасность людей на воде и охрану окружающей природной среды;

проверять перед выходом в плавание исправность судна и его механизмов, оснащенность необходимым оборудованием, спасательными средствами и др. предметами снабжения в соответствии с установленными нормами;

лично проводить инструктаж пассажиров перед посадкой по правилам поведения на судне во время плавания и в случае аварии обеспечить их безопасность при посадке и на период пребывания на судне;

осуществлять плавание в бассейнах (районах), соответствующих разряду судна, знать условия плавания, навигационную и гидрометеообстановку в районе плавания;

останавливать движение судна при обнаружении установленного сигнала об остановке, поданного инспектором по маломерным судам или иным должностным лицом, имеющим на то право, и передавать судовые, судоводительские и грузовые документы для проверки;

оказывать помощь терпящим бедствие на воде, доставлять пострадавших в лечебные учреждения, сообщать в речную инспекцию обстоятельства аварийного происшествия с судами и несчастных случаев с людьми на водных объектах;

проходить в установленном порядке медицинское освидетельствование для подтверждения годности по состоянию здоровья к управлению маломерным судном и освидетельствование на состояние опьянения;

выполнять требования должностных лиц речной инспекции, других контрольных и надзорных органов по вопросам, относящимся к безопасности плавания, соблюдению правопорядка, охране жизни людей и окружающей среды на водных объектах;

сообщать в органы ГИМС АО или природоохранные органы о случаях загрязнения окружающей среды, выбросах неочищенных сточных вод, массовой гибели рыбы и других биоресурсов, а также браконьерства;

выполнять установленные требования и правила при пользовании базами (сооружениями) для стоянок судов.


  8.3. Владельцы маломерных судов должны в соответствии с действующим законодательством уплачивать налоги на имущество физических лиц в сроки, установленные налоговыми органами.
  8.4. Судоводители маломерных судов, иные лица, управляющие этими судами, и должностные лица, ответственные за их эксплуатацию, за нарушение настоящих Правил несут административную ответственность, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством головной ответственности.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях и наложение административных взысканий на нарушителей производятся должностными лицами ГИМС АО в соответствии с административным законодательством.

9. Правила проведения первичных, ежегодных технических специальных осмотров
  9.1. Технические осмотры маломерных судов являются одной из форм контроля за исправностью находящихся в эксплуатации судов, должны способствовать улучшению их технического состояния, предупреждению аварий, несчастных случаев на воде и охране окружающей среды.
  9.2. Контроль за техническим состоянием находящихся в эксплуатации судов, принадлежащих физическим и юридическим лицам, и других водных транспортных средств (далее именуются - маломерные суда), валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, пассажировместимостью 12 и менее человек, с главными двигателями мощностью до 55 кВт (75 л.с.) или подвесными моторами, независимо от мощности, осуществляется инспекторами государственной инспекции по маломерным судам Астраханской области в процессе проведения ими патрулирований и рейдов на водоемах.
  9.3. При первичном техническом освидетельствовании устанавливаются обязательные условия, нормы и технические требования по грузоподъемности и пассажировместимости судна, предельной мощности и количеству двигателей, допустимой площади парусов, району плавания (удалению от берега), высоте волны, при которой судно может плавать, надводному борту, осадке, оснащению спасательными и противопожарными средствами, сигнальными огнями, навигационным и другим оборудованием. Установленные условия и нормы вносятся в судовой билет маломерного судна и судовую книгу.
  9.4. Количество индивидуальных спасательных средств на судне должно соответствовать установленной норме по пассажировместимости. Эти средства (круги, жилеты или нагрудники) должны соответствовать требованиям стандартов и на них должен быть нанесен бортовой номер судна.
  9.5. Установленные на судне отличительные огни, звуковые и световые сигналы должны соответствовать требованиям Правил плавания по внутренним водным путям (ППВВП) или Международных правил предупреждения столкновения судов в море (МППСС).
  9.6. Первичное техническое освидетельствование проводится при регистрации и постановке судна на учет, а также при утрате и порче судового билета. Результаты первичного технического освидетельствования судна оформляются актом, который должен содержать: сведения о лице, предъявившем судно на освидетельствование, данные о судне и двигателях (моторах), вносимые в судовую книгу и в судовой билет, оценку технического состояния судна и его элементов, установление обязательные условия, нормы и технические требования в соответствии с пунктом 9.3 Правил, заключение о годности судна к эксплуатации либо запрещении его эксплуатации с указанием причин. Акт составляется в двух экземплярах, подписывается государственным инспектором и лицом, предъявившим судно на первичное техническое освидетельствование. Один экземпляр акта с приложенным платежным документом остается в ГИМС АО, другой - у судовладельца для предъявления при регистрации судна либо для устранения отмеченных недостатков.
  9.7. При ежегодном техническом освидетельствовании проверяется неизменность основных элементов судна, его техническое состояние, наличие оборудования и оснащения в соответствии с установленными нормами, уточняются условия эксплуатации.
  9.8. Техническое освидетельствование проводится на пунктах технического осмотра подразделений ГИМС или непосредственно в местах базирования (стоянки) с предъявлением судового билета и представлением соответствующего платежного документа. Место, время, организация работы пунктов технического осмотра и графики проведения технического освидетельствования доводятся до сведения судовладельцев.
  9.9. Техническое освидетельствование судна проводится, как правило, на плаву. В необходимых случаях государственный инспектор по маломерным судам (далее именуется - государственный инспектор) вправе потребовать от судовладельца создания дополнительных условий (создания крена, дифферента или подъема судна на берег) для объективного заключения.
  9.10. Оценка технического состояния судна устанавливается отдельно по корпусу и надстройкам, устройствам, оборудованию и снабжению, противопожарной защите, механической установке и электрооборудованию, а для судов индивидуальной постройки - также по мореходным качествам. Для определения годности судна к плаванию предусматриваются три оценки его технического состояния: "годное", "ограниченно годное", "запрещенное к эксплуатации". Оценка технического состояния судна в целом устанавливается по низшей оценке одного из элементов, перечисленных в первой части настоящего пункта.
  9.11. Суда, имеющие оценку технического состояния "ограниченно годное", могут быть допущены к плаванию с ограничениями, обеспечивающими безопасность плавания:

по волновому режиму,

по району плавания и удалению от берега,

по допустимой мощности двигателя,

по грузоподъемности и пассажировместимости,

по площади парусов.

Установленные ограничения вносятся в судовую книгу и судовой билет.
  9.12. Оценка технического состояния судна вносится в судовой билет и заверяется подписью должностного лица, проводившего техническое освидетельствование. На судно, получившее оценку "запрещенное к эксплуатации", составляется акт, один экземпляр которого передается судовладельцу. После устранения указанных в акте замечаний судно может быть предъявлено к повторному техническому освидетельствованию на общих основаниях.
  9.13. Предъявляемое к освидетельствованию (осмотру) судно должно иметь хороший внешний вид: корпус, механизмы и оборудование - чистые, лакокрасочное покрытие не повреждено, положенные надписи и номер ясно различимы, подтеки горюче - смазочных материалов и вода в трюмах (подпалубных пространствах) отсеков отсутствуют.
  9.14. Специальные осмотры проводятся после ремонта, переоборудования и аварии судов, а также по просьбе судовладельца. Результаты осмотра оформляются актом, один экземпляр которого передается судовладельцу.
  9.15. Должностные лица ГИМС АО имеют право запрещать пользование поднадзорными судами при наличии следующих технических неисправностей:
  9.15.1. По корпусу:

имеются свищи, пробоины набора и обшивки (независимо от местонахождения);

отсутствуют или разгерметизированы предусмотренные конструкцией судна гермоотсеки и воздушные ящики.


  9.15.2. По рулевому устройству:

не обеспечивается полный угол перекладки руля (35 градусов на борт), затруднено вращение рулевого штурвала;

повреждены перо руля или детали рулевого привода (направляющие блоки, опорные подшипники, натяжные талрепы, штуртсовая передача), имеются разрывы каболок штуртроса;

отсутствуют предусмотренные конструкцией детали крепления рулевого привода (гайки, шплинты, контргайки и т. п.).


  9.15.3. По двигателю, подвесному мотору:

топливо подтекает из бензобаков, топливного шланга системы питания;

имеется значительная вибрация;

отсутствует или не исправлен глушитель;

повреждена система дистанционного управления двигателем;

не обеспечивается легкое включение (выключение) реверсредуктора, рукоятка реверса не фиксируется в положениях "вперед", "назад", "нейтрально" (возможно его самопроизвольное включение и выключение), неисправна блокировка запуска двигателя (мотора) при включенном реверсе, где это предусмотрено конструкцией.


  9.15.4. По отличительным огням:

отличительные огни не соответствуют требованиям ППВВП (МППС) или неисправны.


  9.15.5. Комплектация и оборудование судна не соответствует нормам, указанным в судовом билете.
  9.16. Предприятия, организации, учреждения, колхозы, совхозы, кооперативы и индивидуальные владельцы маломерных судов обязаны заранее, до установленного дня осмотра, представить в органы ГИМС судовые документы и квитанции об уплате сбора за техосмотр.
  9.17. Если владелец, имеющий маломерное судно, в силу объективных причин (болезнь, длительная командировка, служба в рядах Вооруженных Сил, капитальный ремонт судна) не может представить его к техосмотру, то он обязан до начала навигации сам или через своих представителей известить об этом ГИМС АО. При этом в его судовой билет вносится соответствующая запись и сбор за технический осмотр не взимается.
  9.18. Эксплуатация маломерных судов, не прошедших технический осмотр, на водоемах Астраханской области запрещается. Виновные владельцы несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

10. Правила аттестации граждан на
право управления судами,
поднадзорными ГИМС АО
  10.1. ГИМС АО аттестует граждан и выдает им удостоверения на право управления моторными, парусными судами валовой вместимостью менее 80 регистровых тонн, пассажировместимостью 12 и менее человек, с главными двигателями мощностью 55 кВт (75 л.с.) или подвесными моторами, независимо от мощности.
  10.2. Аттестация граждан, выдача судоводителям удостоверений на право управления маломерным судном (далее именуется - удостоверение) и талонов к ним производятся экзаменационной комиссией ГИМС АО на основании результатов экзаменов и проверки навыков практического управления судном.
  10.3. Формы бланков удостоверения и других аттестационных документов разрабатываются и утверждаются Главным управлением Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации.
  10.4. К сдаче экзаменов на право управления маломерными судами допускаются лица, достигшие 16-летнего возраста, признанные годными по состоянию здоровья к управлению этими судами и имеющие специальную теоретическую и практическую подготовку в объеме не ниже типовой программы подготовки водителей маломерных судов, утверждаемой Главным управлением Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации.
  10.5. Аттестация иностранных граждан и лиц без гражданства, а также беженцев производится на общих основаниях.
  10.6. Сдача экзаменов:
  10.6.1. Для допуска к сдаче экзаменов на право управления маломерным судном в экзаменационную комиссию представляются следующие документы:

заявление на бланке личной карточки судоводителя,

диплом или свидетельство об окончании учебного заведения по судоводительской специальности (предъявляется в день проведения экзаменов), либо справка об окончании курсов (школы) по подготовке судоводителей маломерных судов,

медицинская справка о годности экзаменующегося по состоянию здоровья управлению маломерным судном,

квитанция о внесении платы за прием экзаменов,

две фотографии 3 х 4 см.,

документ, удостоверяющий личность (предъявляется в день сдачи экзаменов).


  10.6.2. Лица, не представившие требуемых документов в полном объеме либо представившие документ с наличием признаков, указывающих на его подделку, к сдаче экзаменов не допускаются.
  10.6.3. Решение о допуске к сдаче экзаменов лиц после самостоятельной подготовки (экстерном) принимает начальник ГИМС АО.
  10.6.4. Экзамены на право управления маломерным судном сдаются в объеме программы подготовки судоводителей маломерных судов по дисциплинам: "Устройство и теория маломерного судна", "Судовые энергетические установки и их эксплуатация", "Судовождение", "Обеспечение безопасности и правопорядка на водоемах" с последующим проведением проверки навыков практического управления маломерным судном на водоеме.
  10.6.5. Экзаменационные билеты составляются с учетом метода проведения экзаменов (с использованием технических средств, метода программированного обучения, письменного или устного опроса и т. д.) и содержат 3 вопроса по каждой сдаваемой дисциплине.
  10.6.6. Оценка знаний каждой дисциплины производится по зачетной системе. Дисциплина считается несданной, если экзаменующийся не смог дать правильного ответа более чем на один вопрос по этой дисциплине. Результаты экзаменов по каждой дисциплине оформляются соответствующей записью экзаменатором в личной карточке судоводителя ("зачет" или "незачет").
  10.6.7. Лица, получившие "незачет" по одной из дисциплин, допускаются к переэкзаменовке по ней не ранее, чем через 7 дней без дополнительной оплаты.
  10.6.8. Лица, получившие "незачет" по двум и более дисциплинам, а также при переэкзаменовке по несданной дисциплине, в дальнейшем сдают экзамены на общих основаниях.
  10.6.9. Лица, предъявившие действительные рабочие дипломы (свидетельства) на право занятия судоводительских должностей, а также дипломы яхтенных капитанов, свидетельства яхтенных рулевых, судоводительские национальные и международные документы, а также судоводители, зарегистрировавшие суда мощностью свыше 75 л.с. в органах ГИМС, в соответствии с существующим до 06.10.90 законодательством и имеющие дипломы на право занятия судоводительских должностей, выданные Государственной речной судоходной инспекцией, от сдачи экзаменов освобождаются. Выдача этим лицам удостоверения и талона к нему производится по результатам собеседования в объеме требований Правил пользования маломерными судами.
  10.6.10. Личные карточки судоводителей с оформленными результатами экзаменов по каждой дисциплине (собеседования) сдаются секретарю экзаменационной комиссии.
Каждое заседание экзаменационной комиссии оформляется протоколом с выставлением итоговой оценки знаний экзаменующихся.
Итоговая оценка оформляется следующим образом:
"зачет" - если экзаменующийся сдал все дисциплины (прошел собеседование),
"незачет" - если экзаменующийся не сдал одну или более дисциплин (не прошел собеседования).
  10.7. Оформление и выдача удостоверений:
  10.7.1. Лицам, успешно сдавшим экзамены, выдаются удостоверения. В удостоверении, протоколе заседания экзаменационной комиссии и личной карточке судоводителя делаются соответствующие отметки о типах маломерных судов, которыми разрешается управлять судоводителю, и о разрешенном районе плавания.
  10.7.2. Типы судов, на право управления которыми выдаются удостоверения:

"катер" - моторное судно со стационарным двигателем,

"моторная лодка" - моторное судно, с подвесным мотором (моторами),

"парусное судно" - судно с парусным вооружением,

"парусно - моторное судно" - судно с парусным вооружением и стационарным двигателем или подвесным мотором,

"гидроцикл" - бескорпусное водное транспортное средство с механическим двигателем.


  10.7.3. Удостоверение на право управления парусным и парусно - моторным судном выдается лицам, имеющим квалификационное звание водителя яхты и предъявившим следующие документы соответственно:

для управления судном, имеющим площадь парусов 60 кв. м и более, - диплом яхтенного капитана;

для управления судном, имеющим площадь парусов до 60 кв. м, - удостоверение яхтенного рулевого 1 класса;

для управления судном, имеющим площадь парусов до 22 кв. м, - удостоверение яхтенного рулевого 2 класса;

для управления судном, имеющим площадь парусов до 12 кв. м, - удостоверение яхтенного рулевого 3 класса.

Для управления парусным судном, имеющим парус площадью до 5 кв. м, удостоверение яхтсмена не требуется. В удостоверение на право управления парусным и парусно - моторным судном вносятся соответствующие размеры площади парусного вооружения. 10.7.4. О разрешенном районе плавания делаются следующие отметки:

"МП" - если судоводитель сдал экзамены на право управления судном в территориальных и внутренних водах Российской Федерации, где действуют Международные правила предупреждения столкновения судов в море;

"ВВП" - если судоводитель сдал экзамены на право управления судном на внутренних водных путях, где действуют Правила плавания по внутренним водным путям;

"МП" и "ВВП" - если судоводитель сдал экзамены на право управления судном в территориальных водах и на внутренних водных путях;

"ВП" - если судоводитель сдал экзамены на право управления маломерным судном только на внутренних несудоходных водоемах.


  10.7.5. Изменение внесенного в удостоверение района плавания или типа судна производится по письменному заявлению судоводителя после сдачи экзаменов по соответствующим дисциплинам программы подготовки судоводителей маломерных судов.
  10.7.6. Выдача оформленного и заверенного печатью территориальной государственной инспекции удостоверения производится под личную роспись судоводителя в журнале учета выдачи удостоверений.
  10.7.7. При выдаче удостоверения судоводителю возвращаются оформленная личная карточка, справка об окончании курсов (школы) и медицинская справка.
  10.7.8. Удостоверение на право управления маломерным судном без талона к нему недействительно. Талон к удостоверению, заверенный печатью, выдается судоводителю после проверки навыков практического управления маломерным судном (далее именуются - навыки управления) и служит для учета допущенных судоводителем нарушений правил пользования маломерными судами. В случае изъятия удостоверения талон является временным разрешением на право управления маломерным судном.

11. Проверка навыков управления
  11.1. Проверка навыков управления производится государственным инспектором по маломерным судам по предъявлении судоводителем удостоверения и личной карточки судоводителя с оформленными результатами экзаменов.
  11.2. Навыки управления проверяются с использованием указанного в удостоверении типа (типов) судна в объеме типовой программы подготовки судоводителей маломерных судов.
  11.3. Результаты проверки навыков управления оформляются в личной карточке судоводителя по зачетной системе. При получении зачета судоводителю выдается талон к удостоверению под его личную роспись в журнале выдачи удостоверений.
  11.4. Восстановление утерянных судоводительских документов (удостоверение или талон к нему) производится при предъявлении оформленной личной карточки судоводителя после проверки знаний правил пользования маломерными судами. В удостоверении, выданном взамен утерянного, ставится отметка "Дубликат", о чем делается запись в личной карточке судоводителя и в журнале учета выдачи удостоверений. При отсутствии личной карточки судоводителя лицо, заявившее об утере удостоверения, сдает экзамены на общих основаниях.

12. Проверка знаний судоводителей
  12.1. Знание судоводителями правил пользования маломерными судами проверяется в случаях:

грубого нарушения правил пользования маломерными судами,

при утрате удостоверения или талона к нему,

по истечении срока лишения права управления маломерным судном.


  12.2. Проверка знаний правил пользования маломерными судами проводится экзаменационными комиссиями по утвержденным начальником территориальной государственной инспекции билетам, каждый из которых состоит из 8 вопросов.
  12.3. Оценка знаний производится по зачетной системе. При неправильном ответе на два вопроса билета в протокол заседания экзаменационной комиссии выставляется оценка "незачет" с допуском к проверке знаний не ранее, чем через 7 дней.

13. Эксплуатация баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, пляжей
  13.1. Базы (сооружения) для стоянок маломерных судов (далее именуются - базы) размещаются за пределами первого и второго поясов зоны санитарной охраны источников централизованного хозяйственно - питьевого водоснабжения, вне судового хода, на участках водоемов с небольшой скоростью течения, защищенных от волнового и ветрового воздействия и ледохода. Места размещения баз устанавливаются органами местного самоуправления по согласованию с ГИМС АО, территориальным специально уполномоченным государственным органом управления использованием природных ресурсов, территориальным специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей природной среды, государственным органом санитарно - эпидемиологического надзора и территориальным специально уполномоченным государственным органом в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. База (стоянка) маломерных судов, независимо от форм собственности, находится на самоокупаемости за счет взносов владельцев маломерных судов. Каждый владелец маломерного судна имеет право пользоваться базой (стоянкой) маломерных судов после регистрации (перерегистрации) судна в речной инспекции и заключения с администрацией базы соответствующего договора, внесения платы за услуги. Владелец судна и администрация базы обязаны строго соблюдать правила пользования маломерными судами и настоящие Правила. Границы баз располагаются на расстоянии не менее 200 метров выше (ниже) дебаркадеров, пассажирских и грузовых причалов, не менее 500 метров от границ гидротехнических сооружений, не менее 250 метров от рекреационной зоны (для стоянок до 10 единиц судов - не менее 50 м) и не менее 150 метров от линий жилой застройки.
  13.2. Территория базы должна обеспечивать строительство на ней предусмотренных проектом причалов, пирсов, служебных помещений и других сооружений, их техническую устойчивость при длительной эксплуатации, а дороги и подъездные пути - подъезд пожарных автомашин к местам забора воды, стоянке судов и объемам на берегу. Территория базы должна быть ограждена (акватория базы ограждается дамбами, понтонами, бонами, плавучими и иными знаками судоходной обстановки), содержаться в чистоте и отвечать требованиям государственных органов противопожарного надзора, санитарно - эпидемиологического надзора и охраны природы.
  13.3. В зависимости от разрядности и местных условий базы оборудуются, имеют постройки, помещения, стенды и обеспечиваются имуществом и документацией в соответствии с требованиями, утвержденными Главным управлением Государственной инспекции по маломерным судам Российской Федерации. Порядок сдачи судов под охрану, их хранение регламентируются администрацией базы (стоянки) и оговариваются в договоре. При полном соблюдении договорных обязательств владельцем база (стоянка) несет полную материальную ответственность за сохранность судов и моторов. При использовании на базах грузоподъемных устройств и судоподъемных средств должны быть обеспечены безопасные условия труда, а механизмы - проходить периодические испытания.
  13.4. Стоянки маломерных судов должны быть оборудованы специальными ваннами для регулировки в них двигателей, емкостями для сбора подсланевых вод, промасленной ветоши и мусора.
  13.5. Ремонт лодочных моторов должен производиться на специально отведенных участках территории базы, сооружения, при этом должны быть предприняты меры, препятствующие попаданию масел и бензина в реки и водоемы.
  13.6. Спасательные средства (круги, жилеты, пояса, концы Александрова) должны находиться в легко доступных местах и всегда быть готовы к использованию.
  13.7. Размещение горюче - смазочных материалов и порядок их хранения должны обеспечивать безопасность маломерного флота, береговых и плавучих сооружений и согласовываться с противопожарным надзором в установленном порядке. Первичное техническое освидетельствование проводится после регистрации базы (стоянки).
  13.8. Ежегодное техническое освидетельствование проводится для подтверждения права собственника использовать водную акваторию и территорию под базу для маломерных судов, проверки основных характеристик, наличия и состояния соответствующего оборудования и снабжения.
  13.9. При проведении технического освидетельствования баз инспектор устанавливает:

наличие лицензий и договора на использование водной акватории под стоянку судов;

соответствие фактической характеристики записям в регистрационной карточке базы и прилагаемых к ней документах;

соответствие технического и санитарного состояния базы требованиям настоящих Правил;

соответствие количества маломерных судов проектной емкости базы;

наличие спасательного и противопожарного имущества в соответствии с установленными нормами;

выполнение базой установленного выпускного режима маломерных судов;

наличие акта водолазного обследования дна спасательной службой на воде главного управления по делам ГО и ЧС Администрации Астраханской области.

На основании технического освидетельствования базы (стоянки) инспекцией составляется акт.
  13.10. Не отвечающие техническим требованиям базы (стоянки) к эксплуатации не допускаются до полного устранения недостатков, указанных в предписании. После устранения недостатков база подвергается повторному освидетельствованию с оплатой по существующим тарифам.
  13.11. Техническое освидетельствование понтонов, несамоходных судов проводится в соответствии с положением о техническом контроле за паромными переправами на годность к плаванию и эксплуатации.
  13.12. Эксплуатация баз (стоянок) маломерных судов без технического освидетельствования не допускается. Виновные привлекаются к ответственности в соответствии с существующим законодательством.
  13.13. На базах запрещается:

стоянка не зарегистрированных в установленном порядке маломерных судов;

нарушение установленных норм, условий и технических требований для безопасной эксплуатации базы и судов;

нарушение установленного на базе выпускного режима.


  13.14. Все приписанные к базе маломерные суда вносятся в журнал приписного флота этой базы с указанием бортового номера, типа судна, владельца судна, его адреса и телефона, места стоянки судна на базе, времени прохождения технического освидетельствования на годность к плаванию в текущую навигацию.
  13.15. Руководитель базы по согласованию с ГИМС АО устанавливает выпускной режим, который должен предусматривать контроль за выходом и возвращением маломерных судов, их исправностью, наличием обязательных судовых и судоводительских документов, за соблюдением норм пассажировместимости и грузоподъемности, а также оповещение судоводителей о прогнозе погоды.
  13.16. При выходе судна в плавание и при его возвращении на базу в журнале учета выхода (прихода) судов должна быть произведена порядковая запись; номер судна, фамилия и инициалы его владельца, время получения и выхода судна, цель и маршрут плавания, пункт назначения, ориентировочное время возвращения, фактическое время возвращения на базу.
  13.17. Выпуск маломерных судов с базы запрещается в случаях:

не предъявления судоводителем удостоверения на право управления маломерным судном и талона к нему, судового билета с отметкой в нем о прохождении ежегодного технического освидетельствования, документов на перевозимый груз, а водителем судна с экипажем 2 и более человек - дополнительно судовой роли;

несоответствия бортового номера судна записям в судовом билете;

отсутствия у судоводителя или собственника судна доверенности на право управления судном (при отсутствии судовладельца);

обнаружения на судне неисправностей, с которыми запрещена его эксплуатация;

отсутствия на судне установленных спасательных, противопожарных и водоотливных средств;

нарушения норм пассажировместимости и грузоподъемности; неправильного размещения грузов (пассажиров), вызывающих крен или дифферент; наличия на судне взрывоопасных и огнеопасных грузов, если оно не предназначено (не приспособлено) для перевозки этих грузов или если их перевозка осуществляется совместно с пассажирами;

если прогнозируемая и фактическая гидрометеообстановка на водоеме опасна для плавания судов данного типа.


  13.18. Суда, прибывшие на базу в неисправном или аварийном состоянии, должны быть осмотрены с последующей краткой записью об их техническом состоянии в журнале выхода (прихода) судов. Информация об аварийных судах сообщается в ГИМС АО.
  13.19. Должностные лица, ответственные за эксплуатацию баз (сооружений) для стоянок маломерных судов, за нарушение настоящих Правил несут ответственность в соответствии с административным законодательством (статья 1121 Кодекса РСФСР об административных нарушениях).
  13.20. Регистрация пляжей, других мест массового отдыха населения на водоемах области производится после получения собственником лицензии на использование водного объекта в рекреационных целях в комитете природных ресурсов по Астраханской области и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом.
  13.21. Технический надзор за пляжами и другими местами массового отдыха населения на водоемах проводится главным управлением по делам ГО и ЧС Администрации области в соответствии с Правилами охраны жизни людей на воде в Астраханской области.

Утвержден
Постановлением
Главы Администрации области
от 26 мая 2000 г. N 188

 

Хостинг от uCoz